БАЗА ЗНАНИЙ PLANDEX

Городской автотранспорт

Автотранспорт как основной источник загрязнений в городе
1
ВСТУПЛЕНИЕ
Автотранспорт как основной источник загрязнений в городе
Автомобильный транспорт — один из важнейших элементов функционирования современного города. Но наряду с очевидными преимуществами, процесс развития транспортной сети сопровождается возрастающим негативным воздействием на окружающую среду. Особенно остро эта проблема стоит в мегаполисах, где автотранспорт является одним из основных источников загрязнения.


Специфика загрязнения автотранспортом окружающей среды
  • постоянный рост количества автомобилей;
  • заполнение транспортом всей территории города и создание общего повышенного фона загрязнения;
  • непосредственная близость автомагистралей к жилым районам (автомобили заполняют все местные проезды и дворы жилой застройки);
  • высокая токсичность выбросов автотранспорта;
  • сложность технической реализации средств очистки на подвижных источниках загрязнений;
  • низкое расположение источника загрязнения от поверхности земли, в результате чего происходит скопление отработанных газов в зоне дыхания людей.

2
ВИДЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ
Основные виды воздействия автотранспорта – загрязнение атмосферного воздуха токсичными компонентами отработавших газов двигателей, загрязнение водных объектов, образование производственных отходов и воздействие шума.
Загрязнение воздуха
Загрязнение воздуха — наиболее серьезная экологическая проблема, связанная с транспортом. В большей части всех вредных выбросов в крупных городах виноват именно автотранспорт. По данным доклада о состоянии окружающей среды в Москве, сумма выбросов загрязняющих веществ от автомобилей за 2015 годсоставила около 200 тыс. тонн, из которых 130 тыс. тонн — оксид углерода, 40 тыс. тонн — оксиды азота, 28 тыс. тонн — летучие углеводородные соединения, 1 тыс. тонн — взвешенные частицы, 300 тонн — диоксид серы.
Состав выбросов автотранспорта в Москве в 2011-2014 годах (по результатам оценки ОАО «НИИАТ»)

Объем выбросов автотранспорта зависит от множества факторов:
  • состава эксплуатируемого автопарка по типам автомобилей (грузоподъемность), по мощности двигателей, возрасту транспортных средств, экологическим характеристикам и качеству моторного топлива;
  • скорости потока;
  • климатических характеристик местности (ими определяется длительность прогрева двигателя, использование шипованных шин);
  • среднего пробега автомобилей по улично-дорожной сети.

Автопарк столицы
Структура автопарка Москвы по экологическим классам
В Москве, на территориях, прилегающих к автотрассам и являющимися очагами повышенного загрязнения среднегодовые концентрации диоксида азота и взвешенных частиц РМ 10 (пыли) превышают среднесуточные предельно допустимые концентрации в 1,2 и в 1,23 раза соответственно.
Вклад различных типов АТС в валовые выбросы ЗВ в Москве (2014 год)
Отработанные газы двигателей внутреннего сгорания содержат более 200 наименований вредных веществ и соединений, в том числе канцерогенных. Ежедневно ГПУ « Мосэкомониторинг» делает замеры загрязнений атмосферного воздуха. При исследовании уровня загрязнения на автотрассах используются передвижные экологические лаборатории, которые измеряют концентрации загрязняющих веществ, среди которых:

Угарный газ (CO) – продукт неполного сгорания автомобильного топлива. Не имеет цвета и запаха. Оксид углерода считается «вдыхаемым ядом», способным создавать дефицит кислорода в тканях тела, что может вызвать головную боль, головокружение, тошноту, потерю сознания и даже смерть.
Диоксид азота (NO2) – высокотоксичный газ желтовато-бурого цвета, воздействует в основном на дыхательные пути и легкие, а также вызывает изменения состава крови, в частности, уменьшает содержание в крови гемоглобина. Вызывает бронхит, кислородное голодание тканей, понижает сопротивляемость организма к респираторным заболеваниям.
Углеводороды (СН) в присутствии диоксида азота под воздействием солнечных лучей окисляются и образуют ядовитые кислородсодержащие соединения с резким неприятным запахом – фотохимический смог. Полициклические ароматические углеводороды, содержащиеся в сажах и смолах — сильные канцерогены.
Формальдегид - бесцветный газ, обладающий резким запахом в больших концентрациях, раздражает глаза и дыхательные пути, оказывает общетоксическое действие, вызывает поражение ЦНС, обладает раздражающим, аллергенным, мутагенным, канцерогенным действием.
Пыль - взвешенные частицы размером менее 10 мкм, одна из причин заболеваний слизистых оболочек и органов дыхания, а также конъюнктивитов и дерматитов.
Сажа и бензпирен-3, 4 - канцерогены (повышают вероятность возникновения онкологических заболеваний).
Загрязнение воды
Со сточными водами от предприятий автотранспортного комплекса и от ливневой канализации в поверхностные воды поступают различные нефтепродукты и взвешенные вещества. Кроме того с проезжей части автомобильных дорог туда поступают тяжёлые металлы (свинец, кадмий и др.) и хлориды, используемые для борьбы с обледенением дорог в зимний период.
Загрязнение почвы
Загрязнение почв, вызываемое автотранспортом, обычно ограничивается придорожными полосами шириной 50–200 метров. Исследования почвы в зоне влияния транспортных магистралей показывают превышение предельно допустимых концентраций тяжелых металлов: свинца, кадмия, ртути, цинка, молибдена, никеля, кобальта, олова, титана, меди и др.
Отходы автотранспорта
Автотранспорт образует ряд производственных отходов: отработанные аккумуляторы, металлические части автомобиля, резиновые шины всех типов, пластик, отработанное моторное масло и пр. Сбор, переработка и утилизация отходов от автотранспорта - сложный и дорогостоящий процесс.
Шумовое загрязнение
Уровень уличных шумов обуславливается интенсивностью, скоростью и характером (составом) транспортного потока. Он зависит от планировочных решений (продольный и поперечный профиль улиц, высота и плотность застройки) и таких элементов благоустройства, как покрытие проезжей части и наличие зелёных насаждений. По результатам мониторинга шумовые характеристики транспортных потоков в Москве для различных улиц с интенсивностью движения от 200 до 17 000 единиц автотранспорта в час составляют от 61 до 82 дБА. Превышение нормативов на жилых территориях, прилегающих к магистралям городского значения достигает 20-25 дБА.
3
Влияние на человека

Наибольшее влияние выхлопные газы оказывают на водителей и пассажиров автотранспорта, особенно тех, кому подолгу приходится стоять в пробках, а так же на горожан проживающих в непосредственной близости от автомагистралей. Среди пешеходов, больше всех страдают дети, так как наибольшая концентрация вредных веществ происходит в приземном воздушном слое, как раз на уровне дыхательных путей ребенка.

Длительный контакт со средой, отравленной выхлопными газами автомобилей, вызывает общее ослабление организма – иммунодефицит. Выбрасываемые вещества могут стать причиной различных заболеваний: дыхательной недостаточности, гайморита, ларинготрахеита, бронхита, бронхопневмонии, рака легких, атеросклероза сосудов головного мозга, болезней сердечно-сосудистой системы и т.д.

Большое значение имеет проблема шума. Чрезмерный шум оказывает вредное воздействие на здоровье людей и может вызвать серьезные расстройства нервной и сердечно-сосудистой системы, повышение кровяного давления, учащение пульса, спазмы мускулов, нарушение нормального функционирования органов пищеварения. Даже если человек привык к окружающему шуму, его организм нередко претерпевает ряд физиологических изменений: расстройство функций уха, горла и носа. Нередко обнаруживаются значительные изменения в выделении гормонов и далее нарушения мозговых функций.
4
Меры по снижению воздействия

Последствия воздействия транспорта могут сказываются не только на нашем, но и на будущем поколении, если не будут приняты широкомасштабные и комплексные меры по предотвращению, нейтрализации и существенному сокращению негативных последствий, которые порождаются автомобилизацией.
Необходимо стремиться к осуществлению следующих направлений по снижению экологического ущерба со стороны транспорта:
  • Оптимизация движения городского транспорта и грамотная планировка дорожно-уличной сети.
  • Переход на альтернативные виды топлива.
  • Развитие экологичного общественного транспорта: строительство линий для скоростного трамвая, метро.
  • Обновление автопарка городов автомобилями более высоких экологических классов.
  • Экономические инициативы по управлению автомобильным парком и движением: налог на автомобили, топливо, дороги, плата за проезд и т.д.
  • Шумозащитные мероприятия.
  • Организация в городах пешеходных и велосипедных зон с полным запретом въезда транспортных средств.
  • Осуществление мер по переработке и утилизации отходов от автотранспорта.
  • Высадка зеленых насаждений.
Было полезно? Расскажите друзьям, чтобы они также узнали полезное.
Made on
Tilda